Датчик уровня газа ГБО: что это, для чего и как это работает?

Газобаллонное оборудование включает в себя большое количество узлов и деталей, каждая из которых имеет свое предназначение. Сегодня я расскажу о том, что такое датчик уровня газа (ДУГ), какую роль он выполняет и как устроен этот датчик.

Заправка газового баллона происходит при участии выносного заправочного устройства (ВЗУ), а также мультиклапана, который выполняет сразу несколько важных функций за что и получил свое название с приставкой «мульти», то есть — несколько. Устройство мультиклапана и его принцип мы рассматривать не будем, об этом я уже писал в этой статье, вместо этого мы поговорим о датчике давления газа ГБО, который имеет отношение к мультиклапану, поскольку располагается на входе в мультиклапан или непосредственно на самом «мультике».

Датчик уровня газа (датчик уровня топлива — ДУТ) выполняет функцию индикатора уровня газа в баллоне, для того чтобы вы могли вовремя обнаружить низкий уровень газового топлива и при необходимости заправиться газом на заправке. В принципе для обладателей автомобилей с ГБО остаться с пустым баллоном — это не такая уж и большая проблема, в любом случае можно доехать до ближайшей заправки на бензине. Но, в любом случае лучше держать уровень газа на контроле… Показания уровня газа датчик выводит на небольшую светодиодную шкалу, которая при помощи индикаторов отображает уровень газа в резервуаре. Кроме отображения уровня газового топлива на этой шкале располагается переключатель газ/бензин, поэтому нередко эту шкалу именуют просто кнопкой переключения типа топлива или просто «кнопкой».

Главная задача ДУГ ГБО — контроль уровня газа в баллоне, принцип передачи данных датчиком на индикаторную панель практически всегда один и тот же, посредством отправки соответствующего сигнала.

Как работает датчик уровня газа ГБО?

Когда вы заправляете свой автомобиль газом, топливо поступает через ВЗУ в баллон он заправляется до тех пор, пока давление не вырастет до 22 атмосфер (или до другого давления настроенного установщиками). Количество и скорость подачи полностью контролируется бесконтактным клапаном. Этот же клапан открывает или закрывает редуктор во время работы двигателя на газе. Далее газ при помощи испарителя преобразуется газовоздушную смесь, и используется в качестве топлива. В случае резкого повышения давления газа или при сбое в работе бесконтактного клапана, на входе это обнаружит датчик уровня газа, который снимает показания и передает их в блок управления. После этого на панели индикатора (на кнопке) отображается уровень топлива или включается аварийный сигнализатор.

Недостатком всех «родных» датчиков уровня газа ГБО является неточность, большой разброс делает контроль уровня довольно неудобным и проблематичным. Нередко точность показаний ДУГ может варьироваться в диапазоне от 2 до 5 литров. Учитывая этот факт неудивительно, что желающих купить датчик уровня газа ГБО с точной шкалой есть довольно много. Более того, некоторые умельцы, которые «на ты» с электроникой и паяльником, мастерят собственные датчики уровня газа, которые иногда не уступают по точности и оригинальности заводским аналогам.

Датчик уровня газа ГБО производят разные компании, например: Lecho, Lovato, Atiker, LPGTECH, TAMONA, а также Stag, AEB и другие.

Как сделать индикацию газа в баллоне, если в салоне нет индикатора?

Для этого необходимо иметь бесконтактный датчик Stag WPGH-1 (или аналогичный другого производителя), который работает довольно просто. По трем выводам (+- 12в и сигнальный от 0 до 5 в зависимости от уровня газа в баллоне). Работает такой цифровой индикатор на базе МК Атмега с 16-символьным дисплеем.

Индикатор умеет: показывать уровень газа в процентах, вольтметр, термометр. При желании можно подключить еще массу разных датчиков, которые будут выводить информацию на дисплей (спидометр, одометр, тахометр, давление масла и прочее). Прошивка разработана в CodeWizardAVR V2.05.0

Можно также купить цифровой датчик уровня газа ГБО, на рынке существует масса различных предложений.