Почему зимой расход газа больше, чем летом?

 

Экономия — это всегда хорошо! После установки ГБО многие ощутили разницу между ездой на основном типе топлива и газом. Однако, как выяснилось для многих оказался большой загадкой тот факт, что зимой их «экономичный» автомобиль становился менее экономичным по сравнению с летним периодом.

Тема достаточно популярная, поэтому решил разобраться и ответить на данный вопрос, а именно: «Почему зимой расход газа больше, чем летом?». Погнали!

Погодные условия и прогревы

Перед тем, как углубиться в физику и химию, давайте для начала о простом. Зимой для прогрева редуктора и двигателя авто необходимо больше времени и топлива. Обогрев салона, различные подогревы и электропотребители оказывают дополнительную нагрузку на мотор, в результате чего повышается расход топлива. Однако это далеко не основная причина, по которой зимой авто с ГБО «ест» больше газа.

Читайте также: Заправка автомобиля с ГБО: как правильно и безопасно заправляться газом?

Температура

Большая температура окружающей среды (ОС) влияет на давление газа, что в результате сказывается на расходе. Чем выше температура ОС, тем больше расширяется сжиженный газ, увеличивается давление в баллоне, именно поэтому баллоны нельзя заправлять «под завязку». И именно по этой причине существует мультиклапан, который отсекает подачу газа в баллон в случае, если баллон заполнен до необходимого уровня. Также, чтобы не допустить взрыва, существует аварийный клапан, который при достижении критического давления делает аварийный сброс.

Горючесть

Углеводороды лучше горят если в них больше атомов водорода. Водород окисляется первым, а уже после него — углерод. Следовательно, лучшим будет горение водорода, удельная теплота его сгорания — 120 МДж, при том, что у углерода это значение равно всего лишь 34 МДж. В результате получается, что вещество, содержащее в себе больше водорода, чем углерода будет более эффективно гореть. Пропан, как и бутан относятся к органическим веществам, которые могут быть получены в результате перегонки или крекинга из нефти. Но из-за того, что пропан выходит перед бутаном и его формула — С3Н8, у бутана она выглядит иначе — С4Н10. В переводе на человеческий язык это значит, что у пропана на каждый атом углерода выходит чуть больше водорода, в результате чего он горит лучше и эффективнее, а его КПД гораздо выше. Если говорить о конкретных цифрах, то пропан при сгорании выделяет 48 МДж тепла, а бутан только 46. У пропана соотношение водорода к углероду: 8 к 3, в то время как у бутана 2 к 1. Разница хоть и не большая, но она есть, в итоге имеем пропан, который горит гораздо лучше бутана.

Газ летний и зимний

Существует так называемый «Межгосударственный стандарт», который обусловливает состав углеводородных газов для автотранспорта. Зимой АГЗС должны заправлять сжиженный газ марки ПА (пропан автомобильный), который 85±10% состоит из пропана. Летом — ПБА (пропан-бутан автомобильный), в котором содержится 50±10% пропана, бутана и до 6% непредельных углеводородов. Но все это при условии, что АГЗС соблюдает нормы и продает летом — летнее топливо, а зимой — зимнее, очень часто это только на бумаге…

Рекомендую: Влияние качества газа на производительность автомобиля — мощность, расход и не только!

  • У летней пропан-бутановой смеси параметр «теплотворная способность» равен — 11872 ккал/кг, плотность составляет — 0,545 кг/л, энергия единицы объема (соотнесенная к л) равна — 6470 ккал/л.
  • У зимней пропан-бутановой смеси эти параметры следующие: 11943 ккал/кг, плотность — 0,517 кг/л, энергия единицы объема — 6175 ккал/л.

По сему имеем следующие результаты в переводе на расход:

  • Летом 1 литр бензина равен — 1,19 литре летнего пропан-бутана;
  • Зимой 1 литр бензина равен — 1,25 литре зимнего пропан бутана.

Подытожим

Разложив все по полочкам, вопрос отпадает сам собой. К перечисленным выше цифрам добавляем сезонные факторы, о которых шла речь в начале статьи и в конечном итоге получаем перерасход топлива в зимнее время 20-30% по сравнению к бензину и чуть меньше по сравнению с летней эксплуатацией.

gboshnik.ru