Метан и пропан — принципиальные отличия! Просто о сложном!

 

Очень часто среди автомобилистов можно встретить тех, кто не видит отличия между пропаном и метаном или просто не знает, что существует несколько альтернатив бензину и ДТ. В предыдущих статьях я уже поднимал похожую тему о том, что лучше ставить метан или пропан. Сегодня хочу «на пальцах» пояснить о том, какие отличия между этими двумя типами альтернативного топлива.

Итак, по порядку…

Пропан

Этот тип газа получен в результате нефтедобычи, отсюда и название — сжиженный нефтяной газ (СНГ). Он хранится в жидком состоянии под давлением примерно 10-15 атмосфер, а измеряется в литрах. Его стоимость примерно вдвое ниже 95-го бензина. Этот тип топлива более популярный среда автомобилистов, поэтому пропановое ГБО чаще встречается и установщиков гораздо больше по сравнению с метановым.

Метан

Это природный газ, который создан природой, его часто так и называют — «природный» газ. Метан хранится в парообразном состоянии под высоким давлением, порядка 200–250 атмосфер, а измеряется кубометрами. Метан встречается реже, к тому же метановое ГБО ставят, как правило, на промышленном и грузовом транспорте.

Основная проблема метана — большой объем резервуаров хранения. Для примера, в емкость объемом 100 л. можно залить 90 л. пропана и всего лишь 25 кубов метана. Плюс метана в том, что из-за отсутствия большой популярности его цена стабильна и практически не меняется. Что до стоимости метанового топлива, то оно примерно в 3 раза дешевле бензина.

Отличия между метаном и пропаном для потребителя

АГЗС и АГНКС

Количество АГЗС (Автомобильная ГазоЗаправочная Станция) в разы превышает количество АГНКС (Автомобильная Газонаполнительная Компрессорная Станция). Причем это объясняется не только не высокой популярностью. В итоге это приводит к определенным трудностям, мало того, что в баллоны метана входит меньше, так его еще и заправить можно не везде. Как правило, АГНКС в силу особенностей хранения такого типа топлива располагаются за городом.

Цена

Метан стоит дешевле не только бензина, но и пропана, цена на метановое топливо, как правило, не колеблется и находится на одной постоянной отметке. В то время как пропан более дорогой и к тому же имеет постоянную тенденцию к подорожанию.

Стоимость установки и общий вес

Так как метан хранится в парообразном состоянии, для обеспечения необходимого запаса хода требуется много баллонов. Баллоны не только занимают много места, это практически все багажное отделение, но и стоят намного дороже. Если ставить металлические баллоны — это большой лишний вес, так как сами баллоны имеют толстые стенки, это необходимо для того, чтобы резервуар мог выдержать очень высокое давление 200–250 атмосфер. С другой стороны можно установить баллоны, выполненные из композитных материалов, которые намного легче, но с другой стороны стоят гораздо дороже, примерно в 4 раза.

Комплект ГБО

Оборудование отличается, к примеру, пропан необходимо преобразовать из жидкого состояния в парообразное, а метан изначально уже в этом состоянии. Метановые комплекты не имеют мультиклапана, а 3-ступенчатый редуктор.

Потребители

В основном метан устанавливают на большие грузовые авто, а также коммерческий транспорт, автобусы. Некоторые владельцы больших внедорожников и седанов бизнес-класса также ставят метан. То есть выгода достигается в случае, когда авто имеет двигатель с большим объемом и соответствующий расход. В общем, поставить метан на малолитражку, в принципе, возможно, проблема лишь в том, где и как расположить баллоны. В больших авто это не проблема, а вот у маленьких городских авто и задним пассажирам тесно, поэтому речи о баллонах вообще не может быть.