УДАЛЕНИЕ КАТАЛИЗАТОРА: ВСЯ ПРАВДА, которую ты должен знать!

Друзья в этой статье поговорим о таком: зачем удалять катализатор и стоит ли это делать, из-за чего катализатор выходит из строя и как правильно его удалить, чтобы не получить тысячу проблем. Также расскажу о плюсах и минусах удаления каталитического нейтрализатора и про то, как на СТО разводят автовладельцев при удалении каталиков. Поехали!

Каталитический нейтрализатор выхлопных газов, он же катализатор, каталик и кат в простонародье. Хитромудрая штуковина, призванная снизить токсичность отработавших газов, путем их дожигания в огнеупорных керамических сотах, покрытых драг. металлами, (платина, палладий и родий). В рабочем состоянии сие заморское изобретение помогает сделать выхлоп чище, тем самым снизив степень загрязнения вредными ядовитыми веществами окружающую среду и воздух, который мы с вами вдыхаем.

Итак, вопрос первый: зачем удалять катализатор?

Вопрос удаления ката, в большинстве случаев вынужденная мера, и лишь единицы проделывают подобную процедуру с целью увеличения КПД двигателя. А вынуждает удалять каталик ряд неприятных симптомов таких как: повышенный расход топлива, ухудшение динамических характеристик автомобиля, и конечно же, появление на приборной панели страшного значка «Check Engine»! Во многих моделях авто, при оплавлении, забивании, или разрушении нейтрализатора, блок управления переводит двигатель в аварийных режим, после чего электроника принудительно «душит» мотор всеми возможными способами, ограничивая скорость и разгонную динамику.

Следит за состоянием катализатора — электронный блоку управления сокр. (ЭБУ) и делает он это при помощи двух лямбда-зондов, кислородных датчиков, передающих «мозгам» данные о состоянии выхлопа. Первый кислородный датчик, установленный до ката, анализирует уровень вредных веществ в выхлопе, а второй, установленный после нейтрализатора, фиксирует результат, так сказать, проверяет выполненную работу. Как только лямбда обнаружит неэффективную работу ката, блок управления тут же отреагирует и зарегистрирует ошибку в журнал, а вы получите на панели противный, желтый знак, «проверьте мотор», то есть «Чек Энджин».

Рекомендую: Авто с ГБО: стоит ли покупать на «вторичке», или лучше установить ГБО самостоятельно?

Вопрос второй: почему умирает катализатор?

Срок службы катализатора примерно 100-150 тысяч, хотя это не значит, что больше он не может прослужить, нет. Просто обычно проблемы с ним начинаются после вышеуказанного пробега. Приблизить разрушение, оплавление или засорение сот катализатора могут различные факторы далее я перечислю наиболее распространенные из них.

  1. Первый фактор — механические повреждения. То есть ситуация, когда керамический картридж ударяют или повреждают в процессе эксплуатации, после чего он разрушается.
  2. Второй — резкие температурные перепады. Например, когда на раскалённый катализатор попадает большое количество воды, из-за резкого перепада температур керамика растрескивается и как следствие, запускается процесс полномасштабного разрушения катализатора.
  3. Фактор номер три — плохое качество топлива, а также неисправная топливная аппаратура.
  4. Четвертый фактор способный уничтожить нейтрализатор — масложор, при котором большое количество маслянистого выхлопа забивает и спекает соты, тем самым, нарушая работу выхлопной системы и отвод отработавших газов.

Удаление катализатора!

Следующим пунктом у нас идет вопрос удаления катализатора, то есть как, чем и зачем. Дело в том что ремонт поврежденных катализаторов невозможен, я имею ввиду ремонт самих керамических блоков с напылением из драг. металлов. А вот замена неисправных катализаторов на исправные — еще как возможна, но, есть одно большое «но». Цена нового каталитического нейтрализатора слишком высока, даже для очень обеспеченных автомобилистов. Именно по этой причине в большинстве случаев при первых проблемах с катализатором его просто удаляют, а на его место ставят пламегаситель или стронгер.

Популярное заблуждение большинства автомобилистов заключается в том, что они слишком буквально понимают процесс удаления катализатора. По их мнению, все, что нужно — это ампутировать проблемный участок и заварить все как было. На самом же деле, просто вырезать болгаркой неработающий каталик — это только полдела, для корректной работы, необходимо научить двигатель, точнее его мозги жить без этого важного, с точки зрения экологии, элемента. Обнаружив отсутствие катализатора, блок управления начнет быть тревогу, зажигая на панели гирлянду тревожных лампочек и страшных слов типа «чек энджин». Самое страшное, что может сделать ЭБУ — это перевести двигатель в аварийный режим работы. В таком режиме от мотора толку мало, про скорость, тягу и динамику придется забыть.

Помимо физического удаления каталика, необходимо согласовать этот вопрос с «мозгами» двигателя. Для этого ставятся специальные обманки на лямбда-зонды, имитирующие наличие катализатора, а также выполняется прошивка ЭБУ под Евро-2. Эта прошивка, простыми словами, менее требовательна к токсичности выхлопа, поэтому блок под ее управлением адекватно реагирует на то, что состав выхлопа далек от идеала. Иными словами, удалить катализатор в домашних условиях довольно сложно, не имея программного обеспечения, и навыков сварщика.

Итак, мы плавно приблизились к нашему следующему пункту — развод автовладельцев СТО-шниками, при удалении каталитических нейтрализаторов.

Как разводят автовладельцев на СТО при удалении катализатора!

Катализаторный бум произошел не вчера, и те, кто быстро сориентировались, смогли построить неплохой бизнес на этой теме. Как оказалось, тот хлам, который по незнанию большинство автомобилистов и некоторых мастеров выбрасывали в урну, оказывается имеет свою цену. Причем такую, что за ненужный оплавленный или осыпавшийся кармический картридж, бизнесмены готовы бесплатно проводить работы по удалению. «Чудеса, да и только!» — кричали они и отдавали свои авто в руки не чистым на руку бизнесменам на СТО. Те в свою очередь, за копеечную работу забирали катализаторы, которые, как я уже говорил выше, покрыты драг. металлами. В результате такие бизнесмены на СТО получали неплохой профит в виде прибыли за использованные каталики. Тема весьма обширная и сильно уходить в нее я не буду, в общем и целом, я думаю вы поняли, как это работает.

Со временем, появилось целое направление мошенников, которые воруют катализаторы с авто, стоящих во дворах и на неохраняемых парковках. Но с этими в принципе все понятно, есть спрос, поэтому они просто выполняют заказ. Такое было уже и с фарами, различными логотипами и прочими дефицитными деталями, имеющих спрос на черном рынке. Удивляет другое, то, как мастерски СТО-шники начали разводить автовладельцев, рассказывая им одну и ту же басню про осыпавшийся катализатор и задиры в цилиндрах, которых на самом деле могло и не быть. То есть, катализаторы стали удалять массово, даже тем, у кого по машине было все ок, и в удалении этого узла не было никакого смысла. Любой косяк по мотору списывают на «злой и страшный» катализатор, который «душит мотор твоей тачки». И покорные, ужасно перепуганные водилы, платят свои честно заработанные деньги этим горе-мастерам, за работу в которой нет никакой необходимости. Давшие «добро» на удаление каталика, свято верили в байки про то, что после удаления машина получит дополнительные лошади мощности, что мотор станет кушать меньше топлива и просто капец как начнет радовать своего хозяина. На самом же деле большинство доводов СТОшников и тех глупцов, уверовавших в эти чудеса — притянуты за уши и, грубо говоря, высосаны из пальца. Чтобы не быть голословным, далее я перечислю все плюсы и минусы удаления катализатора. Поехали!

Плюсы удаления катализатора:

Их на самом деле не много, и каждый из них имеет очень хлипкие основания.

  1. Первый — это прирост мощности, который обещают и на который ведутся многие «горячие водилы». Однако данные об улучшении динами слишком преувеличены и место обещанных плюс 30% мощности, после удаления можно рассчитывать не более чем на 3-5%, которые ощутить практически невозможно.

  1. Второй плюс — пропадет ошибка с панели. Это да, ошибка при условии, что работа будет выполнена правильно, действительно уйдет. Но, во-первых, какой ценой для двигателя и окружающей среды? А во-вторых, ампутация конечности тоже в какой-то мере может рассматриваться как способ избавления от ревматизма или артрита, но все почему-то предпочитают менее радикальные методы лечения. То же самое и с катализатором, удалить его — проще простого, однако считать это решение единственно верным — большая ошибка!

  1. Третий довод в пользу удаления — снижение требований к топливу. Это тоже от части правда, хотя я думаю лить в бак своего четырехколесного друга низкосортную жижу — так себе удовольствие и выгода. И если даже мотор проглотит эту гадость, то уверяю вас, что бесследно такое отношение к силовому агрегату не пройдет. Рано или поздно, движок непременно отблагодарит вас за это большими неприятностями, в этом можете не сомневаться.

Теперь, когда мы разобрались с «плюсами» в кавычкаах, предлагаю перейти к основному блюду — к мИнусам удаления каталитического нейтрализатора.

Минусы

  1. И на первой позиции антирейтинга удаления каталика — непоправимый вред экологии. Не сомневаюсь, что многим этот пункт покажется смешным и недостаточно веским, так как экология — понятие размытое и, что такое одна машина в масштабах планеты. Согласен, но ведь на удаление катализаторов выстраиваются очереди, а наши АЗС делают все возможное чтобы керамика оплавлялась быстрее и намного раньше срока, тем самым, увеличивая длину этих очередей. Стало быть, десятки тысяч автомобилей, в один день удаляют, грубо говоря, фильтры очистки выхлопа и наполняют атмосферу тоннами вредных газов и токсинов, которые потом, вместе со своими родными и близкими будут вдыхать на протяжении многих лет. Чтобы еще больше не уходить в глубь этого вопроса, скажу коротко — большое начинается с малого, хочешь чистый воздух и здоровое поколение — начни с себя, не завтра и не через год, а прямо сейчас!

  1. Второй минус удаления нейтрализатора — повышение температуры выхлопа. Без ката температура в выхлопном тракте существенно увеличится, и уже очень скоро у вас начнутся с ним проблемы. Прогар и необходимость замены наиболее горячих мест — просто неизбежна. Даже если вы сделаете удаление катализатора по всем правилам, с технической точки зрения, замена выхлопной системы так или иначе — не заставит себя долго ждать. А это немалые расходы, учтите это!

  1. Третий минус — сильный, неприятный запах выхлопа. Тут все очень просто, из выхлопной вашего авто после того, как вы решите удалить катализатор, будет дико вонять, так словно ваш автомобиль из лихих 90-х. К этому же пункту добавим изменение звука выхлопа, который теперь может не соответствовать внешнему виду вашего авто, или попросту напоминать звон консервной банки, надетой на коллектор.

  1. Ну и последний веский минус, из-за которого я бы не удалял катализатор — это риск получить солидный штраф, при выезде за границу. Даже если вы не любитель путешествий на собственном авто по разным странам, или вообще не собираетесь за бугор на своем авто, могу вас заверить, что есть люди, которые думают иначе. Возможно, у вас возник вопрос: причём здесь вы и ваше авто? Отвечаю, при продаже своей машинки на вторичке, вы можете попасть именно на такого покупателя, который любит путешествовать. Так вот если он обнаружит, что катализатор удален, вы потеряете потенциального клиента. Будут и другие, однако, лично мне, тоже не особо хотелось бы покупать тачку, пусть даже и бу, с дурно пахнущим выхлопом, у которой по тем или иным причинам удален катализатор.

А теперь в качестве завершения несколько дельных советов!

  1. Совет первый. Если у вас возникли проблемы с кат. нейтрализатором, убедитесь в том, что это не просто разводняк сервисменов на деньги. Потребуйте какие-то пруфы или найдите другое СТО, где смогут подтвердит диагноз. Даже если вам будут доказывать, что катализатор посыпался и от него задиры в цилиндрах, это не значит, что так оно и есть. Тема с задирами от разрушенного ката довольно больная и есть немало тех, кто в это верит. Однако я склоняюсь к версии о том, что проблема слегка преувеличена и на самом деле, чтобы создать серьезные задиры, необходимо ложкой засыпать эту керамическую пыль в цилиндры. Прежде чем верить во все эти сказки убедитесь в адекватности и авторитетности сказочника. Поскольку есть немало причин, по которым возникают задиры в цилиндрах, и они не всегда связаны с разрушением каталика.
  2. Второй совет. Не спешите удалять катализатор, а на его место ставить стронгер или пламегаситель с обманками и прошивкой. Намного более приемлемый вариант — замена керамического блока на неоригинальный ремонтный, или же на вариант от другого более бюджетного авто. Не обязательно покупать оригинальный каталитический нейтрализатор и попадать на бешенные деньги, есть более доступные альтернативы.
  3. Третий совет. Решились удалять, тогда найдите специалистов, способных качественно выполнить работу. НЕ скупитесь на бюджетное удаление, которое по итогу в перспективе может обойтись в разы дороже. И, что самое главное, работа должна быть выполнена в полном объеме, то есть: удаление ката, установка стронгера или пламегасителя, установка обманок на лямбды и прошивка мозгов под Euro-2. И конечно же, после завершения работ не забудьте забрать ваш керамический блок. Прошли те времена, когда его выбивали молотком и выбрасывали в ближайший мусорник. Сегодня за эту деталь можно выручить неплохие деньги, особенно если выйти на нужных людей, а не скупых скупщиков.

Рекомендую посмотреть видеоверсию статьи!

Понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями в соц. сетях сетях: