ГБО: Прогар клапанов, «сушка» двигателя — миф или реальность?

ГБО: Прогар клапанов, "сушка" двигателя — миф или реальность?

Каждый автовладелец, которого не радует расход топлива его автомобиля и цены на это самое топливо, волей-неволей задумывается о том, чтобы установить ГБО на свой автомобиль. Однако, часто решиться на этот шаг не позволяют те или иные причины, существует немало мифов о газобаллонном оборудовании, которыми пугают тех, кто все же изъявил желание газифицировать свою машину.

Различного рода слухи и предположения относительно того, что будет с машиной после установки ГБО, наводят страх на людей и часто случается так, что наслушавшись этих легенд, человек отказывается от этой затеи с установкой и продолжает использовать в качестве топлива бензин или продает машину, и покупает авто ниже классом или с меньшим объемом двигателя только ради того, чтобы сэкономить на топливе.

Сегодня мы рассмотрим один из популярных мифов-страшилок "О сушке двигателя и прогаре клапанов", которым пугают тех, кто решился на установку ГБО на свою машину. В принципе, понять - миф это или нет, мы пока не можем, т. к. это станет понятно лишь к концу статьи. Так вот многие из вас, наверное, слышали о том, что якобы после того как вы перешли на газ, двигатель вашего авто подвергается большому износу, а точнее "сушится" двигатель и прогорают клапана, когда мотор работает на газу. Также поговаривают о том, что после установки ГБО в салоне пахнет газом, двигатель начинает троить, плавают холостые обороты и т. д....

Давайте разберемся так ли это и действительно ли газовое оборудование так вредит мотору?

Большинство слухов, которые ходят между автомобилистами, как и большинство информации такого рода порождают те, кто абсолютно не смыслит ничего в двигателях и в ГБО, в сущности. Безусловно знать о том, как устроен двигатель или газовый редуктор, всем далеко необязательно, однако это не повод придумывать бредовые версии для того, чтобы напугать или вызвать удивление у таких же "недалеких" людей, как и сами. Однако встречаются и опытные мотористы, которые твердят о неимоверном вреде для двигателя от газобаллонного оборудования, по их словам, "сушка" двигателя совсем не миф, а чистая правда, и, по их мнению, ставить ГБО на свой автомобиль ни в коем случае нельзя.

Дело в том, что проблема с этой сушкой чаще всего связана именно с неопытностью установщиков, которые неправильно подбирают газовое оборудование или попросту не умеют настроить даже очень качественное и дорогое газовое оборудование. Есть также и те, кто вообще ничего не настраивает, аргументируя свои действия тем, что установка включает в себя автокалибровку и никаких дополнительных действий с нашей стороны не требуется. Именно по вине таких горе-установщиков и происходит эта самая "сушка" двигателя, после которой прогорают клапана на двигателе с ГБО. Вот теперь посудите сами, кто на самом деле виноват в том, что клапана прогорают — газ или все-таки человеческий фактор? По-моему, ответ очевиден!

Давайте разбираться - как избежать таких проблем с двигателем и не стать жертвой "криворуких" ГБОшников.

Клапана. Как известно, клапана бывают впускные и выпускные, впускные — впускают топливно-воздушную смесь, выпускные — выпускают отработанные газы. На исправном ДВС клапан в закрытом состоянии должен плотно прилегать к посадочному месту именуемому "седлом клапана". Чтобы этого добиться, нужно, чтобы шток клапана не получал никакого давления, а толкатель в идеале должен лишь соприкасаться с кончиком штока. Однако в реальной жизни достичь этого практически невозможно, и между толкателем и штоком клапана все же есть небольшой зазор, который еще называют клапанным зазором. В некоторых ДВС он регулируется вручную, однако на большинстве современных моторах клапана оснащены гидрокомпенсаторами, которые самостоятельно решают проблему с зазором.

Идеальным считается отсутствие любого зазора между толкателем и клапаном, но по сути выходит, что он все же имеется, но чем меньше будет этот зазор, тем лучше будет для двигателя и его работы. Чрезмерный зазор чреват нарушениями в работе мотора, вибрацией, излишней шумностью, особенно в моменты пиковых нагрузок. Проявляется этот увеличенный зазор в виде металлического цокота. Но цокот — не самое плохое, что может ожидать такой двигатель. Из-за слишком большого зазора клапан полностью не закрывается, поэтому отработанные газы идут через впускные клапана, тем самым прожигая их седло или сам клапан. Кстати, прогару подвержены также и сами выпускные клапана, т. к. на них припадают наиболее высокие температурные нагрузки. Результатом всего этого будет капремонт ГБЦ (головка блока цилиндров). Процедура эта не из дешевых и в большей степени стоимость зависит от марки автомобиля, а также того, кто будет ее производить.

Проблемы с клапанами чаще всего возникают из-за неправильной консистенции топливно-воздушной смеси. Работа мотора на бедной смеси в большей степени несет опасность для выпускных клапанов.

Богатая смесь способствует самоочистке клапанов от нагара и несгоревшего топлива, в результате температура находится в допустимом диапазоне и не вредит клапанам.

Бедная смесь увеличивает риск просадки седел клапанов, и связано это в большей степени с чрезмерно высокой температурой сгорания. В данном случае мы затрагивали исключительно бензиновую топливно-воздушную смесь, о газе пока что ни слова. Это было сделано для того, чтобы пояснить «умникам», которые твердят, что прогар клапанов присущ исключительно двигателям с ГБО. Риск прогара клапанов существует и во время работы мотора на бензине, все что для этого нужно — нарушения в дозировке топливной смеси, то есть — неисправности топливной системы.

А как на счет газа?

Когда мотор работает на бензине, седла клапанов испытывают температурные нагрузки равные — 300-350 °С, а "тарелки" и того больше – 800-900 °С. Когда мотор работает на газу, температура сгорания топливной смеси повышается на ~50-70 °С, что, как вы понимаете, частично сказывается на сроке службы и состоянии клапанов. Однако не настолько, чтобы клапан прогорал или разрушался. Значительно больше повышается температура на поверхностях клапанов в случае бедной смеси, в таком случае температура сгорания топливной смеси увеличивается на 200-250 °С, а это уж точно вызовет прогар клапанов и скорое их разрушение. Кроме того, когда сгорает газ, в продуктах сгорания не образуется углеродистых остатков, которые ложатся тонкой пленкой на поверхности и защищают клапан и седло от механических повреждений. Поэтому металлические поверхности работают при высокой температуре в прямом контакте друг с другом. В этих точках соприкосновения металл оплавляется и происходит разрушение поверхности. При этом меняется геометрия детали и теплообмен, нарушается плотность прилегания клапана, это особенно опасно, в случае, когда мотор длительное время работает с большими нагрузками.

Делаем выводы...

Газовое топливо само по себе не представляет никакого вреда для силового агрегата, непоправимый вред наносит исключительно бедная смесь, причем это касается как бензина, так и газа. Работа двигателя на бензине, в отличие от газа имеет преимущество лишь в том, что бедную смесь способен обнаружить и "поправить" кислородный датчик, в случае с газом этого, к сожалению, не произойдет.

Почему же на двигателе с ГБО смесь очень часто может быть бедной?

  1. Неправильная или не совсем точная настройка газобаллонного оборудования. Заблуждение о том, что автокалибровки будет достаточно – играет злую шутку с доверчивыми автовладельцами. Автокалибровки будет достаточно лишь в случае упорядочивания смеси на холостом ходу. Во время нагрузки никто, как правило, не проверяет бедная смесь или богатая, поэтому во время установки ГБО на ваш автомобиль, требуйте от установщика чтобы настройки и корректировки вводились непосредственно во время движения автомобиля.
  1. Причина бедной смеси также может заключаться в неточности газовых форсунок. Не честные установщики "парят" низкопробные форсунки с низкой точностью подачи газа по цене дорогих высокоточных аналогов. В результате происходит разброс дозировки газа между цилиндрами, из-за чего мотор работает неровно. При этом датчики и системы, призванные вести контроль, "не понимают", что происходит с двигателем. Спустя некоторое время на приборной панели владелец может увидеть горящий «Check Engine», который сопровождается повышенным расходом газа, провалами и плавающими холостыми оборотами.
  2. Редукторы низкого качества на ГБО 4 поколения. Проблема, как видите опять-таки связана с использованием некачественных комплектующих и попыткой "надуть" клиента пожелавшего установить на свой автомобиль ГБО. Во время нагрузок, "плохой" редуктор, назовем его так, не способен выдавать стабильное давление, которое необходимо для того, чтобы обеспечить форсунку требуемым количеством газа в тот или иной момент.
  1. Неполадки в самом моторе. Допустим, когда "Лямбда Зонд", он же датчик кислорода, неисправен, о точной настройке газовой установки не может быть и речи. В итоге вы получите бедную смесь, которая в свою очередь приведет к проблемам с клапанами, однако пенять все равно будут на ГБО, утверждая о том, что проблемы начались после того как я установил ГБО. И разбираться в истинной причине возникновения проблемы под названием "бедная" топливно-воздушная смесь никто не будет. А зря! Поэтому, прежде чем установить газовое оборудование на ваш автомобиль, не поскупитесь и проведите комплексную диагностику силового агрегата, а также всех датчиков, которые могут в процессе эксплуатации начать "компостировать мозги".

Несколько дельных советов

  • После интеграции ГБО на свой автомобиль, во избежание проблем с клапанами, регулярно следите за правильностью зазоров и за состоянием самих клапанов, при необходимости производите регулировку или замену неисправных клапанов.
  • Избегайте длительных поездок на предельных скоростях (свыше 160 км/час). Нет, вы безусловно можете "выстреливать" время от времени с такой скоростью для совершения обгона или других потребностей. Речь о движении на высокой скорости, на протяжении нескольких часов в течение нескольких дней или месяцев. Вы должны четко понимать, что мотор вашей машинки все-таки бензиновый и не совсем адаптирован, что бы там не говорили, для езды на газу на больших скоростях. Да и к тому же не логично "наваливать", когда главной задачей является экономия топлива.

Как-то так... На этом у меня все, спасибо за внимание, благодарю тех, кто осилил статью до конца. Простите, что не в двух словах, краткость — сестра таланта, видимо мою сестру зовут иначе (-; Всем добра и Мира, до новых встреч на ГБОшнике. Тем, кто посчитает, что статья не полная или тема раскрыта не до конца или просто захочет подискутировать, может сделать это, используя форму комментариев. С удовольствием выслушаю ваше мнение на этот счет. Пока!

Источник: ГБОшник.

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ:

18 Комментарий(ев) к статье: “ГБО: Прогар клапанов, «сушка» двигателя — миф или реальность?

  1. Да еще вопрос как долго можно експлуатировать автомобиль без настройки ГБО чтобы не нанести вред двигателю например я установил ГБО, а в нашем городе его не настраивают в ближайший 300 км если я туда поеду у меня не прогорят клапана и скорее всего что смесь бедная на малых оборотах при переключении передач загорается чек

    1. Не могу сказать как долго, все зависит от того как все настроено… Если в вашем городе не настраивают, можно попросить специалиста приехать к вам, как вариант. Кроме того вы же можете заехать к специалистам на бензине, не обязательно переключаться на ГБО…

  2. Добрый день ответьте пожалуйста как проверить что при установке ГБО настраивалась подача топлива и что меня не обманывают что все настроили

    1. Корректная работа двигателя на холостых и во время нагрузки — будет отличным подтверждением того что все настроили по уму! К тому же можно поездить и понаблюдать каким будет расход. Как вариант можете посетить других настройщиков, объяснить им суть дела и попросить сделать независимый анализ.

  3. Добрый день! У меня десятилетний Мицубиси Лансер 9 с рядным ДВС 1,6. В настоящее время из-за неисправности удален катализатор и поставлена механическая обманка на второй лямбда зонд, т. е. погасил лампу «проверь двс». В таком виде а/м проехал 50000 км. и ничего (клапана живы, тьфу тьфу), расход бензина сопоставим с заводскими значениями. Отсюда вопрос, стоит ли устанавливать ГБО при таких изменениях в автомобиле? Можно ли быть уверенным в «нормальном» смесеобразовании при установке ГБО на а/м с обманкой? Можно ли контролировать бедность газового топлива? Как понять, что смесь на газу бедная, признаки?

  4. Вы пишите:
    «Проявляется этот увеличенный зазор в виде металлического цокота. Но цокот — не самое плохое, что может ожидать такой двигатель. Из-за слишком большого зазора клапан полностью не закрывается, поэтому отработанные газы идут через впускные клапана, тем самым прожигая их седло или сам клапан.»

    Вы уверены, что понимаете, как работает двигатель? Увеличенный зазор не может приводить к тому, что клапан не закрывается, к этому приводит уменьшенный зазор. Это обычная кинематика, которую даже пацаны в гаражах понимают. Думал, что нашёл толковый источник, но увы и ах…

  5. Я сегодня нашел причину сильной вибрации на холостых оборотах. А так же на холодную глохла машина. Хонда Стрим 2008 г. с двиг. R18. Перебрал все, что можно: Свечи, наконечники, фильтра, датчики, форсунки, даже масло поменял на 0w20. Было 10/30. А оказалось зажаты клапана. Стоит ГБО 4 покол. Проехал на ГБО 10 мес и 55 000. Теперь переживаю, что могут прогореть. Кто подскажет как избежать этого нежданчика?

    1. Регулируйте клапана не реже чем раз в 40 тысяч. Зазоры бери по верхнему пределу для твоего двигателя. Я сегодня на одиссее отрегулировал и все пришло в норму. И главное когда используешь газ не гоняй!

      1. Денис, спасибо за совет. Неделю назад я узнал, что на газе 4 поколения есть возможность переключения автоматически с газа на бензин на определенных оборотах. Я попросил, чтобы при 4200 переключалась на бензин и при снижении до 3500 опять на газ. Так то думаю и погонять можно. Или маловато 4200.

  6. Не подскажете, с чем может быть связано такое явление: у меня стоит ГБО 4 поколения, сразу после его установки на протяжении где-то полгода я проезжал 500-520 км (в загородном цикле) на 40 литрах газа, а через год после установки начал стабильно проезжать 460-480 км на том же объеме, то есть 40 км куда-то потерялось. Свечи, фильтра меняли, клапана проверяли, калибровку сделали недавно при движущемся автомобиле, но ничего не изменилось. Почему вырос расход?

  7. Хочу добавить… В современных моторах меняется не только угол перекрытия клапанов в зависимости от оборотов, но и геометрия кулачков распредвалов (например моторы Subaru). По сути на шток клапана давят сразу два кулачка. А поворот одного из кулачков, меняют геометрию в целом.

  8. Пожалуйста уберите из статьи фразу о прогаре впускного клапана из-за качества смеси. Впускной клапан прогорает не из-за качества смеси, а из- за позднего зажигания. Вы забыли упомянуть об условном «пятом» такте работы ГРМ (режим вентиляции клапанов). Такт между выпуском и впуском. На этом такте происходит резкое охлаждение клапанов и поршня. Поршень находится в ВМТ и оба клапана приоткрыты. Технология Vanos позволяет изменять время перекрытия клапанов (двух и более распредвальных моторов) в зависимости от оборотов. Когда поток выхлопных газов достигает определенной скорости, возникает момент инерции. По сути поток газов в выхлопной начинает «высасывать» газы из цилиндров. В момент перекрытия клапанов происходит по сути всасывание из впуска и одновременный выхлоп через выпуск (охлаждение клапанов и поршня).
    Теперь о тепловых зазорах. «Нулевой зазор»- все понятно. Не закрытый клапан, падение компрессии, прогар клапанов. Большой зазор- недовпуск, и недовыпуск, перегрев (о режиме вентиляции можно даже не упоминать).

  9. добрый день!
    вы пишите что:
    «Идеальным считается отсутствие любого зазора между толкателем и клапаном, но по сути выходит, что он все же имеется, но чем меньше будет этот зазор, тем лучше будет для двигателя и его работы. Чрезмерный зазор чреват нарушениями в работе мотора, вибрацией, излишней шумностью, особенно в моменты пиковых нагрузок. Проявляется этот увеличенный зазор в виде металлического цокота. Но цокот — не самое плохое, что может ожидать такой двигатель. Из-за слишком большого зазора клапан полностью не закрывается, поэтому отработанные газы идут через впускные клапана,….».
    хотел бы уточнить — что же все таки происходит с клапанами при увеличенном зазоре между клапаном и распредвалом? а что при заниженном зазоре?
    мне кажется что увеличенный зазор грозит не полным открытием клапана, а вот уменьшенный зазор или отсутствие зазора вовсе как раз приводит к тому что клапан полностью не закрывается.
    что скажете по этому поводу?

    1. Юрий, увеличенный зазор, это всегда нехорошо, я думаю здесь не нужно что-либо объяснять. Зазор должен быть таким каким его задумали инженеры, любое отклонение чревато нарушениями в работе силового агрегата.

      1. уважаемый админ

        цитата: Юрий, увеличенный зазор, это всегда нехорошо, я думаю здесь не нужно что-либо объяснять. Зазор должен быть таким каким его задумали инженеры, любое отклонение чревато нарушениями в работе силового агрегата. конец цитаты

        вот именно из-за таких мифы и рождаются
        как говорится учите мат. часть и не говорите о том в чем сами толком не разбираетесь…

        обще принято что двигатель ВАЗ 21083 работает на пределе температурных режимов и малейшее отклонение в работе приводит к быстрому износу, так вот о чем я, на газе двигатель отходил 160 т.к. и ему плевать было на чем он едет газ или бензин, да не спорю что при бедной смеси прогар клапанов возможен, НО не потому что температура сгорания смеси увеличилась, а увеличилось время горения смеси и к моменту открытия клапана смесь еще продолжает гореть!!!! вот основная причина, а все ваши ля-ля …. про сажу и прочее оставьте для себя и не морочте людям голову.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *