Классификация газовых систем: особенности и отличия (простыми словами)

Несмотря на большое разнообразие газовых систем на рынке ГБО, которые используют сжатый природный газ как топливо, условно разделяют на несколько видов, в зависимости от типа смесеобразования и способа поджога. Так можно выделить следующие типы смесеобразования.

По типу смесеобразования, ГБО можно разделить на следующие классы:

  1. Классические эжекторные системы, в которых используется внешний тип смесеобразования, а регулировка количества подаваемого газа реализована посредством рычажно-­мембранных механизмов, с отдельным смесителем типа «газ-воздух».
  2. Современные инжекторные системы с центральной или распределенной подачей газа.
  3. Распределенный впрыск газа (непосредственный впрыск) в каждый отдельный цилиндр.

По способу поджога ГБО можно разделить на такие классы:

  1. Системы с использованием электроискровой системы зажигания;
  2. Газодизельные системы.

Далее более подробно о каждом классе ГБО.

Первый тип — рычажно-мембранные системы с внешним смесеобразованием, можно сравнить с карбюратором, поскольку принцип очень схожий. Газовое топливо и воздух смешиваются в смесителе, после чего образуют ТВС (топливовоздушную смесь), которая после всасывается во впускной коллектор благодаря образованию разрежения воздуха. Различные модификации механических систем позволяют улучшить их КПД и сделать более совершенными.

Так, к примеру, можно встретить следующие модификации рычажно-мембранных систем:

  • Регулировка количества подачи газа не только путем образования разрежения во впускном тракте, но и по кислородному датчику. Его сигнал обрабатывается ЭБУ для корректировки и поддержания норм экологичности выхлопа;
  • Стабильные обороты на холостых благодаря регулировке подачи воздуха или топлива специальными вспомогательными устройствами. При помощи так называемых шиберных или лопастных приспособлений с электроприводом холостые гораздо проще контролировать (ЭБУ получает информацию о частоте вращения коленвала);
  • Включение в систему предохранительного клапана, который позволяет избавиться от эффекта обратной вспышки. Такое явление негативно влияет на двигатель и нередко ведет к его разрушению.

Однако, несмотря на все улучшения и доработки, электронные и механические недостатки такого типа систем все же остались.

Так можно выделить:

  • Отсутствие возможности дозирования и подачи ТВС в каждый отдельный цилиндр;
  • Ненадежность и неточность регуляторов давления механического типа;
  • Большая инерционность газового потока;
  • Высокое содержание несгоревших углеводородов в выхлопе.

Даже при наличии недостатков, система такого типа пользовалась большой популярностью. Поскольку при правильной настройке и привлекательности с финансовой точки зрения, такое ГБО не имеет конкурентов среди себе подобных. Что до токсичности выхлопа, то она возможно и не соответствует современным экостандартам, однако и не представляет большого вреда для окружающей среды, по крайней мере не хуже любого дизеля. Но в то же время такие системы существенно проигрывают современным ГБО, которые устанавливают на инжекторные моторы.

Кроме того, как показала практика, установка предохранительных клапанов (антихлопинов) в эжекторные газовые системы не могут решить проблему в полной мере, поэтому не могут защитить мотор от негативного влияния эффекта обратной вспышки газа.

Второй тип — инжекторные системы с централизованным впрыском газа. Такие системы гораздо «умнее» и сложнее своих механических собратьев, они имеют микропроцессорные блоки управления. По своему устройству, такие системы находятся где-то посередине между эжекторными системами и системами с распределенным (непосредственным) впрыском топлива.

Среди преимуществ инжекторных ГБО следует выделить:

  • Точную и стабильную подачу и дозировку газовоздушной смеси независимо от внешних факторов, которые недопустимы в эжекторных системах (температура, качество и чистота воздушного фильтра, снижение плотности газа и т. д.);
  • Относительно простой процесс установки и минимум доработок силового агрегата;
  • Высокий КПД, стабильная работа мотора в разных режимах при различных нагрузках;
  • Наличие возможности корректировать газовоздушную смеси по кислородному датчику (при использовании трехкомпонентного нейтрализатора).

Есть и недостатки, как же без них…

Среди них следует отметить:

  • Отсутствие подачи и дозировки топливной смеси для каждого отдельно взятого цилиндра;
  • Не полностью сгоревший метан попадает в выпускной тракт из-за существенного перекрытия впускных и выпускных клапанов современных моторов. В результате снижается экономичность установки и повышается процент выброса углеводородов СН.

Третий тип — система с распределенным впрыском газа – на сегодняшний день считается одной из наиболее эффективных и точных в своем роде. ГБО такого типа позволяет получить максимальный КПД от работы мотора на газовом топливе и минимизировать его расход благодаря точной подаче и наличию микропроцессорного блока управления.

Среди преимуществ можно выделить:

  • Возможность дозировки и подачи газа непосредственно в каждый отдельный цилиндр;
  • Эффективное и полноценное сгорание газа в цилиндрах;
  • Экономия газового топлива;
  • Отсутствие утечек газа через выпускную трубу в выпускную систему в результате перекрытия клапанов, что весьма характерно для систем с внешним смесеобразованием;
  • Максимальный КПД двигателя и достойные динамические показатели, за счет минимальной инерционности системы.

ГБОшник