Неисправность клапана PCV — ТОП-6 признаков! Устройство, принцип, диагностика!

 

Клапан PCV или клапан системы вентиляции картерных газов, известный также как клапан принудительной вентиляции картерных газов (КПВКГ), является неотъемлемой частью одноименной системы. О существовании этого клапана, многие автовладельцы узнают, как правило, после того как он выходит из строя, что на мой взгляд является большой ошибкой, которую я сегодня попытаюсь исправить!

Друзья, сегодня будем разбираться в том, что такое клапан PCV, для чего он нужен, как работает, а также как распознать его неисправность. В конце этой статьи расскажу о способах диагностики этого клапана, так что смотрите до конца будет интересно поехали!

На английском система принудительной вентиляции картерных газов звучит примерно, как Positive Crankcase Ventilation System или для удобства сокращенно — (PCV System). Роль «первой скрипки» в устройстве этой системы играет именно вышеупомянутый клапан, который так и называется клапан PCV, или клапан вентиляции картерных газов. Первое название покороче, поэтому, несмотря на английские буквы, оно более удобное, так что успешно прижилось.

От правильной и стабильной работы этого клапана зависит ооооочень много. Неисправность клапана PCV может стать причиной: перебоев в работе мотора за счет переобогащения ТВС, появления вибрации и плавающих оборотов, снижения мощности двигателя и повышенного расхода топлива, загрязнения дроссельного узла и повышенного расхода масла, проще говоря, масложора за счет повышения давления в картере. А дальше по цепочке, все это приведет к большим проблемам с двигателем, уж не сомневайтесь. Так что тема интересная и важная, как говорится — это знать полезно!

А теперь продолжим. Система вентиляции, помимо своей основной задачи — вентилировать картер и освобождать его от излишнего давления, которое образуют отработавшие газы, выполняет ряд иных функций и задач, а также коллаборирует с другими жизненно важными системами силового агрегата. Так, к примеру система принудительной вентиляции картерных газов, заботится об окружающей среде, не позволяя газам, состоящим из остатков топлива, масляной пыли и выхлопа, беспрепятственно проникать наружу, как это было в те далекие годы, когда автомобилей на Земле было не так много. Кроме того, система вентиляции картера, при помощи клапана PCV препятствует повышенному расходу масла и топлива. Газы, которые проникают в картер успешно фильтруются от избытка смазки и топлива, после чего отправляются во впуск, а далее в цилиндры, где успешно сгорают.

К слову, этот гремучий коктейль, состоящий из газов, масляной мелкодисперсной взвеси и топлива, считается намного более токсичной субстанцией по сравнению с выхлопом автомобиля, поэтому роль этой системы сложно переоценить. А те, кто утверждают, что в этой системе нет никакого смысла, или того хуже — удаляют PCV-клапан и глушат все это хозяйство, на мой взгляд полные болваны и дремучие люди. К этой категории водил также стоит отнести любителей глушить EGR, удалять катализатор, сажевый фильтр и так далее. Короче не буду заострять и отходить от темы, это отдельная каста людей и говорить об этом необходимо в отдельном видео...

К прочим преимуществам системы принудительной вентиляции картерных газов следует отнести экономию топлива, которая достигается за счет подачи во впуск газов, содержащих частицы топлива. Не будь этой системы все картерные газы просто выбрасывались бы во вне вместе с содержащимися в них маслом и топливом. А если учесть цены на первое и второе, систему можно смело назвать гениальным изобретением. Добавим сюда еще заботу об окружающей среде, и в результате получаем полноценную заявку на нобелевскую премию. Хотя как знать вполне возможно, что кто-то ее уже получил причем вполне заслуженно. Ну да ладно.

Еще один важнейший плюс системы принудительной вентиляции картерных газов в том, что она позволяет удалять конденсат и влагу из моторного масла. Как известно работа двигателя сопровождается выделением большого количество тепла, из-за которого после его остановки на стенках образуется большое количество конденсата. Частично с этой влагой справляются присадки, содержащиеся в масле, они удерживают ее во взвешенном состоянии. Однако бесконечно удерживать постоянно увеличивающееся количество влаги присадки не в силах, в результате внутренние детали двигателя начинают страдать от коррозии. И в этот момент, на помощь приходит система PCV, так что к многочисленным ее плюсам, следует также отнести и защиту внутренних деталей двигателя от коррозии. Кстати, появление молочной, мутной пленки в шлангах системы вентиляции, или на клапане PCV — это явный признак переизбытка воды в масляной системе.

Несколько слов о том, откуда это давление в картере двигателя?

Несмотря на то, что в цилиндрах присутствует компрессия и компрессионные кольца успешно ее поддерживают, на оптимальном для сгорания ТВС уровне, какая-то часть газов и давления прорывается через кольца в поддон, то бишь в картер, куда стекает моторное масло. Поэтому, чтобы давление в картере не поднялось до уровня критического и не привело к выдавливанию масла через малейшие неплотности, а также слабые места, была придумана система вентиляции картерных газов.

Как работает клапан PCV?

Постараюсь вкратце. Как уже говорилось выше, клапан PCV — это исполнительный элемент системы вентиляции картера, посредством которого регулируется давление и производится отвод газов. По большому счету — это немного доработанный перепускной клапан, который имеет несколько режимов работы. Когда двигатель не работает, клапан находится в закрытом положении, на холостых клапан приоткрыт, на средних оборотах во время езды — клапан открыт больше, чем наполовину. Ну и при нагрузке, или во время набора скорости он максимально открыт.

Изменяя положение мембраны, клапан здорово влияет на работу двигателя, путем оптимизации процесса смесеобразования. Отводя из картера газы, содержащие частицы топлива и, подавая их в воздушные каналы перед дросселем и за ним, PCV клапан не только снижает давление в картере двигателя, но и позволяет снизить расход топлива, посредством подачи богатых топливом паров во впускной коллектор, для дальнейшего смесеобразования.

Если клапан вентиляции картерных газов забивается, или выходит из строя, последние поступают во впуск в избытке, либо не поступают вовсе. Заметить переизбыток картерных газов сложнее, так как система настроена таким образом, чтобы эффективно распознавать только их недостаток.

Забитый или заклинивший в закрытом положении клапан PCV приведет к нарушению расчетных параметров подачи воздуха на впуск для образования топливовоздушной смеси, в результат чего она становится БЕДНОЙ, возникают проблемы с запуском, не исключено появление ошибки P0171 бедная ТВС. Работа системы принудительной вентиляции будет нарушена, остатки газов начнут прорываться через второй вентиляционный шланг, что в большинстве случаев приводит к появлению масла в воздушном фильтре и загрязнению дроссельной заслонки.

Если клапан вентиляции картерных газов заклинил в открытом состоянии, возникнет другая ситуация, во впуск начнет поступать слишком много обогащенного топливом воздуха. Возможно ухудшение динамики, появление ошибки P0172 богатая ТВС, провалы при попытке резко ускориться, и многое другое.

Забитый вентиляционный канал, при рабочем клапане PCV приведет к повышенному разрежению в картере и увеличению расхода масла.

Хуже всего, когда оба канала вентиляции забиты или перекрыты по тем или иным причинам, в таком случае в картере возникнет избыточное давление. Достигнув критического уровня, газы будут прорываться через любые неплотности и слабые места, например горловину щупа, а также через сальники и прокладки двигателя. Как правило, это сальники коленвала и распредвала, а также прокладка клапанной крышки.

Ну а теперь, когда мы разобрались в том, что такое система принудительной вентиляции картера и выяснили, что собой представляет клапан PCV, думаю самое время поговорить о том, как распознать неисправность этого клапана.

Признаки неисправности PCV клапана!

На самом деле симптомов есть немало и все, кто сталкивался с этой проблемой описывают ее по-разному, однако общее все же можно выделить. Хочу сразу предупредить о том, что каждый из перечисленных ниже признаков не является 100-процентой гарантией того, что проблема связана исключительно с клапаном вентиляции. Однако косвенно, каждый из этих признаков может указывать на перебои в работе системы вентиляции картерных газов. Например, если у вас масложор, это не значит, что вина лежит исключительно на клапане PCV. Нет, причин по которым двигатель жрет масло литрами есть очень много, думаю это понятно, симптомы одинаковые, но причины могут быть разные.

Признаки неисправности клапана PCV!

1. Итак, первый признак — перебои в работе двигателя. Мотор может вести себя крайне неадекватно, могут наблюдаться рывки во время движения, плавающие обороты, плохой запуск на холодную и т. д.

2. Второй признак — увеличенный расход топлива. Вместе с перебоями в работе силового агрегата, увеличенный расход топлива будет явно указывать на то, что образование ТВС происходит с нарушениями, не исключено, что это связано с клапаном PCV.

3. Признак третий — масложор. Почему из-за клапана начинается подъедание масла объяснил выше, поэтому не буду повторяться, едем дальше.

4. Четвертый признак — появление ошибок типа Check Engine. Даже минимальные нарушения в процессе смесеобразования будут фиксироваться в журнале ошибок, а водитель будет оповещен соответствующим значком на панели приборов. Check Engine или "джекичан" — это страшный сон любого автомобилиста. Однако нередко решение проблемы может занять 10 минут, достаточно просто промыть клапан PCV или заменить его.

5. Пятый симптом, который указывает на проблемы с клапаном принудительной вентиляции картера — является появление масляных следов по всему двигателю (в районе поддона, клапанной крышки, а также сальников и прокладок). Из-за повышения давления в кратере, уплотнители и прокладки начинают «сопливить», или даже течь, но большинство из нас при этом совершает одну и ту же ошибку — мы просто покупаем новую прокладку или сальник. После производим замену, надеясь, что проблема решена и спустя какое-то время подтеки снова появляются. Я слышал много разных ругательств в сторону производителей уплотнителей и прокладок, от водил, сервисменов и даже мотористов. Но как показывает практика очень часто причина не в уплотнителях, а в избыточном делении в картере, хотя нередко причина также и в самих «мастерах»

На моем предыдущем авто была подобная ситуация, масло давило из-под клапанной крышки. Мастер дважды переделывал свою же работу, ругал прокладку и ее изготовителей, жаловался на кривую крышку и жидкое масло, но так и не додумался до того, что все дело в этом клапане, который меняется в течении 10 минут.

6. Признак номер "шесть" — следы масла в воздушном фильтре и грязная дроссельная заслонка. Заклинивший в закрытом положении клапан PCV можно легко распознать взглянув на дроссельный узел. Если он закоксован маслом можно смело проверять работоспособность клапана вентиляции. То же самое касается и воздушного фильтра, если на нем есть масляные следы, то есть высока вероятность того, что система вентиляции работает некорректно.

Как проверить клапан системы принудительной вентиляции картерных газов проще говоря — PCV клапан?

Суть всех проверок сводится к одному — выяснить продувается клапан в одну или в обе стороны, а также образуется ли вакуум при перекрывании подачи воздуха.

  1. Первый вариант предусматривает демонтаж клапана и продувку компрессором, можно и ртом попробовать, но это, как говорится — «на любителя». Клапан должен пропускать воздух, только в одну сторону, если это не так, его следует заменить.

  1. Второй вариант проверки клапана PCV предполагает следующие действия: отключаем шланг, идущий к клапану, запускаем двигатель и даем поработать на холостых 1-2 минуты. Далее пальцем перекрываем подачу воздуха и, если вакуум не образуется, то есть палец не засасывает, значит клапан неисправен или же требует промывки. Также известно, что рабочий клапан, при проверке издает щелчки, которые тоже своего рода признаки рабочий он или нет.

  1. Третий вариант диагностики PCV клапана — проверка хода штока клапана. Используя тонкий штырь или отвертку, со стороны впускного отверстия, пробуем двигать шток клапана. Если он неподвижен значит он засорен, забит или же неисправен.

Отмечу, что не всегда и не на всех авто есть возможно проверить, или промыть клапан вентиляции картерных газов. Некоторые экземпляры неразборные или труднодоступны, поэтому все индивидуально.

По традиции приглашаю всех заглянуть в комментарии, с их помощью можно делиться своими идеями и мыслями с другими пользователями, а также узнать много интересного от реальных людей.

Видеоверсия статьи!

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.